Община «отверженных»

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные

Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы

дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был

наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко

Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и

накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли?

или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И

Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих

братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34).


 

         В 2005 году в поселке Первомайском Оренбургской области появился приют. Эту «общину отверженных» организовал протоиерей Сергий Баранов, настоятель храма  во имя святого великомученика и Победоносца Георгия в г. Орске Оренбургской области.Казалось бы, батюшка взвалил на свои плечи неподъемный крест. После того, как он  построил храм в центре города; открыл церкви в двух городских больницах и приюте, онведет там службы, окормляет заключенных в тюрьмах, пишет иконы, воспитывает  шестерых детей. Плюс служение в своем приходе. И ко всему этому – хлопоты с бездомными…

Появился приют так: церковь специально для этих целей выкупила у администрации  города полуразрушенное двухэтажное здание (бывший туберкулезный профилакторий) в  поселке Первомайский. Место для приюта хорошее, в центре парка. Неподалеку  небольшое озерцо. Стоило немалых трудов расчистить его, привести в порядок. В здании на средства одного благодетеля сделали капитальный ремонт. Кроме полутора десятков  комнат для проживания здесь есть все необходимые бытовые помещения: кухня, трапезная, прачечная, склад для одежды, комната отдыха, комната для сестер милосердия. Действует медицинский кабинет. В обширном дворе появился внушительных размеров каркас для столярного цеха, который обеспечит рабочие места и финансовую поддержку этого заведения. Своими силами осуществили реконструкцию здания, и теперь в нем расположилась иконописная мастерская, а в скором времени планируется открыть актовый зал для художественной самодеятельности. Есть баня. Построили помещения для подсобного хозяйства. Нашлись любители крестьянского труда, вызвались выращивать овощи, ухаживать за птицей и скотом. Завели разную живность: корову, коз, кроликов, гусей, уток, кур, индюков…

Уже спустя два года в приюте жило около ста бездомных. Публика здесь весьма разношерстная: бывший зек и безногий инвалид, наркоман и воспитанница детдома, которая скоро должна родить, беспробудный пьяница и одинокая парализованная прихожанка. Многие недоумевали: зачем о. Сергию понадобилось опекать этих опустившихся субъектов? Пусть ими занимаются социальные структуры.

Рассказывает о. Сергий:

 – Многие даже осуждают меня.  Как-то позвонил возмущенный пенсионер, фронтовик: мол, зачем я приютил этих тунеядцев, кормлю, одеваю? Стрелять таких надо. Люди взрослые, с руками и ногами – сами должны трудиться. А они пропили все. Я тогда ничего не ответил ветерану. Вряд ли понял бы меня так категорично настроенный человек. Хотя, если смотреть на мир с библейских высот, все очень просто. Солнце светит всем одинаково – и праведникам, и грешным. Господь любит всех своих чад – и тех, кто того заслуживает, и кто преступает Закон Божий и человеческие нормы жизни. Если мы не будем милосердны, наши дети тем более не научатся сочувствовать чужой боли. Другая причина связана с желанием удержать от греховных поступков людей, выброшенных обстоятельствами на обочину жизни. И тем самым оградить общество от зла, которое они могут принести любому из нас. Я был свидетелем, как больной туберкулезом плевал в чужую тарелку, мстя обществу за то, что оно отвернулось от него.  Они могут не только плюнуть…

Есть хорошие примеры реабилитации. Приведу один не показательный, но для меня очень важный. С одним из жильцов пришлось расстаться. Несмотря на многие предупреждения, бедолага продолжал пить, и я его выгнал. Через какое — то время, встретив приютских, он попросил передать мне привет. Ему говорят: ты сам зайди в церковь да повидайся. Тот опустил голову: не могу, мне стыдно перед ним… И это тот, о ком привыкли говорить: «Да у него же ни стыда, ни совести». Я его выгнал, и он мог сердиться на меня. Но ему стало стыдно – значит, в нем проснулось что-то человеческое. Видать, все — таки не совсем  он пропащий. И это «простите, батюшка, мне стыдно перед вами» не раз я слышал и от других.  Наверное, и нам, благополучным, должно быть стыдно вот так запросто решать проблему:  стрелять, сажать или просто не замечать тех, кто оказался «на дне». Во-первых, среди этих  горемык немало хороших людей со сломанными судьбами: оступившихся, случайно угодивших в омут. Они так нуждаются в простом человеческом участии и поддержке. А  во вторых, это же питательная среда для преступности, она социально опасна, а мы вольно или невольно пересекаемся с опустившимися на каждом шагу.

У них много болезней: СПИД, сифилис, туберкулез… Не говоря уже о том, что вши с них сыплются, как иголки с елки. Бывает, порог приюта переступает человек, заживо гниющий. Принимаем всех без исключения. Определяем новичков в помещение для карантина. Отмываем, бреем, стрижем наголо, приводим в божеский вид и отправляем на медосмотр. Поначалу я сам брал в руки мочалку с мылом. Сейчас есть ответственные из числа постояльцев приюта. Медсестра у нас своя. Она проводит обследование, при необходимости обрабатывает медицинскими препаратами, назначает лечение. Пришедших с инфекционными заболеваниями доставляем в соответствующие медучреждения.

Служители церкви призваны духовно опекать  не только тех, кто приходит к ним в храм. Я вот уже более десятка лет езжу по зонам. Беседую с заключенными, исповедую их и причащаю. У кого-то просветляется душа, тянется к Богу. Но вот выходят они на свободу, а кто их здесь ждет? Подчас ко мне обращаются, говорят: «Ты сладко рассказывал о будущем. И что же? Я вышел, а мне негде жить, нечего есть…». Я устал прятать глаза от этих людей. Ведь самое большое, что мог сделать, – выделял небольшую сумму из скудной церковной кассы. А человек поскитается в поисках пристанища и, не найдя его, вновь начнет грабить, воровать. Потому что это общество вытеснило его, не дало возможности устроить жизнь. И, значит, он будет сам у него все брать силой. Однажды надзиратель одной из тюрем говорит: «Зачем ты сюда ездишь? Здесь же все отпетые  уголовники. Может, один из ста зеков исправится…». Я ему отвечаю: «Пусть даже один из ста. Выйдет на свободу и кого -то не убьет. А если это будет твоя жизнь или твоего  ребенка?..» Он задумался и говорит: «Ну, тогда приезжай снова». И как приятно видеть, что труды твои не напрасны.Теперь у меня больше возможностей помочь. Освободился недавно хороший парень, по глупости попавший за решетку. Я не только взял его в приют, но и доверил ему вести  хозяйство, поддерживать порядок среди постояльцев.

Официального статуса приют не имеет. Можно назвать его общиной, ведь живут здесь по принципу коммуны: общий труд, больной ухаживает за здоровым. Проходит некоторое время, и отверженные обществом немощные и одинокие постепенно начинают чувствовать себя людьми. Даже городские власти начинают поворачиваться лицом к  обездоленным. В начале года глава города решил своими глазами убедиться, что церковь опекает около сотни бездомных. Собрал своих замов, начальников отделов, пригласил председателя  горсовета и вместе с ними поехал в поселок Первомайский. По итогам поездки почти каждому чиновнику дал конкретное задание: провести в помещение газ, помочь с питанием, изыскать возможность оплачивать работу медсестры, которая трудится здесь во славу Божию. Через некоторое время распоряжения главы начали обретать реальность. Чего стоит для обитателей приюта хотя бы поддержка питанием. Более 600 килограммов мясопродуктов выделил директор местного мясокомбината.

Несмотря на занятость, батюшка приезжает сюда почти каждый день. Он в курсе всех  многочисленных проблем, хорошо знает каждого члена общины. А в домовой церкви  духовное утешение получают не только приютские, но и жители микрорайона. Отец Сергий часто повторяет своей пастве: «Невозможно для христианина оставаться в стороне от людских бед и страданий. Ведь, по словам Иоанна Златоуста, человек всего более должен учиться милосердию. Ибо оно -то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком».

Слово и личный пример о. Сергия вдохновляют на дела милосердия и его духовных чад.  Так, местная дама — предприниматель не только регулярно помогает питанием дому  милосердия, но и организовала при трех храмах Орска трапезные, где два раза в день кормят горячими обедами всех бездомных, нищих, малолетних попрошаек. И мир их,  погруженный во тьму равнодушия, озаряется светом Христовой любви!!!

 

Перейти к верхней панели