1. Легенды, загадки и реальные исторические факты о Феодоре Томском

 

Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно,  именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого  Феодор  и означает «дар Божий». Подвиг, который воспринял праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. «Странничество,  учит великий наставник духовной жизни преподобный Иоанн Лествичник,  есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию». По слову того же святого, подвиг странничества воспринимается с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом.

Еще при жизни старца Феодора Кузьмича ходили про него странные слухи о том,  что это не кто иной, как император Александр Первый; после же смерти его слухи еще более распространились и усилились. И тому, что это был действительно Александр Первый, верили не только в народе, но и в высших кругах и даже в царской семье в царствование Александра Третьего. Верил этому и историк царствования Александра Первого, ученый Шильдер.

                       

Поводом к этим слухам было:

 во-первых, то, что Александр умер совершенно неожиданно, не болев перед этим никакой серьезной болезнью,

во-вторых, то, что умер он вдали от всех, в довольно глухом месте, Таганроге,

в-третьих, то, что, когда он был положен в гроб, те, кто видели его, говорили, что он так изменился, что нельзя было узнать его и что поэтому его закрыли и никому не показывали,

в-четвертых, то, что Александр неоднократно говорил, писал (особенно часто в последние годы жизни), что он желает только одного: избавиться от своего положения и «удалиться от мира»,

в-пятых, при протоколе описания тела Александра было сказано, что спина его была багрово-сизо-красная, что никак не могло быть на теле императора (незадолго до этого, унтер-офицер 3-й роты Семеновского полка Струменский, схожий с Александром I, умер от того, что был до смерти засечен шпицрутенами).

Еще один факт, который стал известен значительно позднее: племянник лейб-хирурга Д.К.Тарасова, подписавшего свидетельство о смерти царя Александра, профессор И.Т.Тарасов утверждал, что его дядя называл государя человеком святой жизни, но избегал разговоров о дне кончины любимого царя и почему-то не заказывал о нем панихид вплоть до 1864 года, после чего стал служить их ежегодно.

Что же касается до того, что именно Кузьмича считали скрывшимся Александром, то поводом к этому было:

 во-первых, то, что старец был ростом, сложением и наружностью так похож на императора, что люди, видавшие Александра и его портреты, находили между ними поразительное сходство, и один и тот же возраст, и та же характерная сутуловатость;

во-вторых, то, что Кузьмич, выдававший себя за непомнящего родства бродягу, знал иностранные языки, имел широкий кругозор,  был знаком со многими влиятельными людьми.

К первым сообщениям о его тождестве с императором Александром I относятся:

·         в доме казака Сидорова, приютившего старца, появился казак Березин, долгое время служивший в Петербурге, в Феодоре Кузьмиче он опознал покойного императора;

·         в начале XX века появилось свидетельство казака Антона Черкашина, который сообщал, что местный священник Иоанн Александровский, сосланный в Сибирь из Петербурга, также опознал в старце царя и утверждал, что не мог ошибиться, так как неоднократно видел Александра I в столице;

·       известное по рассказу казака Сидорова высказывание Феодора Кузьмича, которое было расценено как наличие у него связей в петербургском обществе: вспоминая однажды в разговоре Красноярск и его начальство и будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет».


 Этот рассказ был записан М.Ф. Мельницким непосредственно со слов Александры Никифоровны Федоровой —  ученицы и любимицы старца.


 Однажды, еще в пору девичества, Саша сказала, что ей очень хотелось бы увидеть царя, имея в виду Николая Первого. Старец задумался и отправил ее в Почаевский монастырь, наказав там найти некую добрую графиню-паломницу.  В обители девушке указали на графиню Остен-Сакен, у которой Саша прогостила после этого несколько месяцев в Кременчуге. Здесь сбылась ее мечта – она не просто увидела царя, но и познакомилась с ним. Николай Павлович был с девушкой очень ласков, забросал ее вопросами о крестьянской жизни.  Но что самое интересное – вернувшись, Саша безо всякой задней мысли сказала старцу:


 – Батюшка Феодор Кузьмич, как вы на императора Александра похожи!


 Старец изменился в лице, нахмурился и спросил, кто научил ее это сказать. Девушка испугалась. Ответила, что никто ее не учил, просто она видела портрет царя Александра у Остен-Сакенов. И мало того, что покойный государь лицом со старцем схож, но и руку так же любил держать. Феодор Кузьмич встал и вышел в соседнюю комнату. Саша при этом заметила, как он отирает рукавом слезы.

Вблизи Сибирского тракта, где пребывал, переезжая с одного места на другое, старец с 1837 по 1864 годы, как известно, жили в ссылке и на поселении декабристы. В.К. Кюхельбекер в письме к тётке в Петербург пишет: «Напрасно декабристы связывали свою судьбу с в. кн. Константином Павловичем, человеком вздорным и совершенно не подходящим для этой роли, о чём свидетельствовал бывший у нас здесь Царь». (Сообщено потомком декабриста Виктором Михайловичем Кюхельбекером историку старца.)

Также известно, что только монахи, постриженные из великих князей и царей, имели отчества. 

        Мог ли царь бросить все и уйти?

Как-то раз Вяземский обронил об Александре I: «Сфинкс, не разгаданный до гроба». Всю жизнь над Александром I тяготел укор совести за участие в заговоре против собственного отца — Павла I. В свое царствование император осуществил в России немало реформ, выиграл войну с Наполеоном, за что и был прозван Благословенным. Однако грех цареубийства не отпускал даже и четверть века спустя. Александра тяготила и незавершенность реформ по облегчению участи народа, сама невозможность их завершить. В последние годы жизни он отличался смиренной жизнью. Его все чаще видели подолгу молящимся. В сентябре 1825 года, накануне отъезда в Таганрог, ночью император один, без всякого сопровождения, отправился в Александро-Невскую лавру, там он долго молился, а затем беседовал со старцем Алексием. 

И стоит ли удивляться легенде, что однажды душа его и вся судьба перевернулись — император стал нищим странником?! 


Перейти к верхней панели